Права и обязанности ребенка в школе и дома

Права и обязанности ребенка в школе и дома

Права и обязанности детей неотделимы друг от друга, являются частью воспитательного процесса. Какими вообще правами обладает ребенок? Это право на жизнь (как высшее право каждого человека), право на получение имени, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища (закреплено Конституцией РФ), право на образование и на медицинскую помощь, имущественные права, право на заботу со стороны родителей, право выражать свое собственное мнение. И в наше время существует немало семей, где права ребенка ущемляются, дети не получают основного: еды, одежды, медицинского ухода. Органы опеки обязаны следить за состоянием детей из подобных неблагополучных семей, а также принимать участие в оказании помощи таким детям.С правами ребенка более или менее понятно каждому.

Права детей в школе мы рассмотрели в одной из наших прежних статей. Разберемся с обязанностями ребенка.

Обычно понятие «обязанности» применяются относительно взрослых. Но, как ни странно, у детей с течением времени появляются свои обязанности.Что касается обязанностей детей в школе, то они, в частности, закреплены в статье 43 Закона об образовании, а также в Уставе каждой школы.

Наиболее значимые

  1. Основная обязанность ученика – добросовестно учиться! Это подразумевает посещение всех учебных занятий, которые предусмотрены учебным планом школы, изучать учебную программу, самостоятельно подготавливать домашние задания, а также все учебные задания, исходящие от педагога, сдавать необходимые проверочные, тестовые, контрольные работы, проходить промежуточные и итоговые аттестации;
  2. Осуществлять учебную деятельность в рамках нормативно-правовых актов, предусмотренных школой: Уставом, Правилами пожарной безопасности, Правилами внутреннего распорядка, в т.ч. бережно относиться к имуществу школы, сохранять чистоту и порядок. Что касается трудовой деятельности в школе (уборка территории, обустройство пришкольного двора, уход за клумбами и т.д. – то подобная деятельность возможна с согласия самого школьника и его родителей);
  3. Уважать честь, достоинство остальных учеников и педагогов, работников школы (первым здороваться со старшими, пропускать учителя вперед, помогать младшим школьникам);
  4. Ученик должен выполнять требования директора, завуча, педагогов и других работников школы относительно учебного процесса;
  5. Поддерживать (или повышать) авторитет школы, сохранять ее традиции, честь;
  6. Стремиться к саморазвитию (творческому, духовному, умственному, нравственному) и самосовершенствованию, расширять свои знания;
  7. Придерживаться дисциплины, расписания и режима школы (не опаздывать на уроки, посещать уроки в субботу (если это предусмотрено Уставом), во вторую смену). Если ребенок пропускает несколько дней в школе по причине болезни – необходимо принести справку из поликлиники о состоянии здоровья, если пропуск случился по семейным обстоятельствам (не более 3 рабочих дней) – объяснительную записку от родителей;
  8. Приходить подготовленным на урок (с выученным домашним заданием, со всеми необходимыми школьными принадлежностями, включая дневник). По требованию учителя ученик обязан предъявлять дневник;
  9. Заботиться о собственной безопасности и состоянии своего здоровья, а также о безопасности остальных; носить школьную форму (если это предусмотрено уставом школы), сохранять деловой стиль в одежде, опрятность и чистоту. Верхнюю одежду ученики обязаны оставлять в гардеробе;
  10. Запрещено во время урока самовольно гулять по классу, пользоваться мобильным телефоном, кушать и без позволения учителя покидать класс;
  11. Запрещено приносить алкогольные напитки, наркотические средства, опасные предметы (колющие, режущие), оружие, взрывчатые средства, игральные карты, сигареты (в т.ч. парогенераторы, электронные сигареты);
  12. В случае нарушения устава школы или его неисполнения к школьнику может быть применено дисциплинарное взыскание (замечание или выговор).

Если меры дисциплинарного взыскания не дали результата либо поведение обучающегося ущемляет каким-либо образом права других учеников, а также несет опасность здоровью и имуществу (драки, кражи, воровство), его могут исключить из школы по достижении им возраста 15 лет.

Со школьными обязанностями мы более или менее разобрались. А как быть с домашними?

Домашние обязанности детей

Какую меру влияния имеет родитель на ребенка? Что следует доверить ребенку, а с чем лучше не увлекаться? Какую цель преследуют родители, когда наделяют ребенка домашними обязанностями? Конечно же, помощь по дому для облегчения труда родителей – не первостепенна.

Основная роль детских обязанностей – это развитие самостоятельности ребенка, его ответственности (тем более, если ребенок часто остается один дома после школы), развитие трудолюбия, чувства заботы о близких, взаимопомощи и поддержки.

Желаемый список

  • уважать родителей, родственников, заботиться о старшем поколении, о младших братьях и сестрах;
  • самостоятельно умываться и чистить дважды в день зубы, мыть руки после прогулки, перед едой, посещения туалета, выполнения какой-либо работы;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться (в зависимости от возраста), обуваться;
  • убирать за собой вещи и обувь, заправлять постель;
  • убирать за собой игрушки, после обеда – убирать посуду;
  • в начальной школе ребенок должен уметь разогреть себе обед;
  • помогать в уборке дома (полить цветы, пропылесосить, вынести мусор);
  • ухаживать за своими домашними питомцами (выгуливать, кормить, поить, играть);
  • помогать в воспитании младших братьев и сестер;
  • выполнять домашнюю школьную работу, самостоятельно складывать рюкзак;
  • знать маршрут от дома до школы, выбирать безопасную дорогу от школы до дома и обратно.

Это примерный список домашних обязанностей ребенка, которые ему можно доверить. Естественно, чем старше ребенок, тем обязанностей у него становится больше.Чем раньше ребенка наделять определенными обязанностями, тем проще ему будет овладеть трудовыми навыками, у него в дальнейшем не исчезнет желание выполнять домашнюю работу и меньше вероятность развития чувства инфантильности, лености.

Как стимулировать ребенка к труду

  • основной мотив усилий ребенка – это похвала родителей. За хорошо выполненную работу родителям не стоит скупиться на ласковые слова и констатацию факта того, что без помощи ребенка мама не справилась бы;
  • хороший мотив – это поощрение. За качественно выполненное дело ребенок может получить награду (поход в кино, конфета);
  • говорить о том, что ребенок уже большой и самостоятельный, должен сделать это дело сам;
  • связать усилия ребенка с мнением окружающих (папа придет с работы и увидит, что его сын сам почистил обувь, обрадуется; или мама с работы придет уставшая, а дочка вымыла посуду).

Конечно же, определять круг обязанностей ребенка – это личное дело каждого родителя. Одни считают, что лучше, чтобы у ребенка было беззаботное счастливое детство, другие – с ранних лет просят помогать по дому. Но, как показывает опыт, правильное распределение дел в семье помогает организовать гармоничную и душевную атмосферу.

Комментарии
Автор комментария