Работа с одаренными детьми в школе

Работа с одаренными детьми в школе

Талант и одаренность детей всегда приветствовались и имели высокую общественную оценку. Сегодня, на таланте и одаренности ребенка зарабатывают многие телевизионные шоу и программы. Одаренные дети – это дети которые имеют в своей копилке выдающиеся достижения, отличаются неординарными способностями и умениями, превосходят по интеллектуальному развитию других детей. Одаренность может быть заложена природой, а может проявиться в результате благоприятного воспитания и спокойного микроклимата в семье.

Хочется отметить, что понятие «одаренность» не стоит относить к детям, которые уже проявили свои неординарные способности. Другие дети также имеют внутренние задатки для достижений, но чаще всего они нераскрыты и способны проявиться не в раннем детском возрасте, а в школьном или дошкольном.

Воспитание и выявление одаренных, талантливых детей становится важной задачей в современном процессе образования.

Как показывает опыт, в массовой школе, одаренные и талантливые дети, при обучении имеют определенные проблемы.

Такие дети чаще других не подчиняются школьным требованиям: не выполняют домашние задания, не желают поэтапно изучать школьный материал. Некоторые сложности заключаются в огромном количестве существующих методов и подходов, которые направлены на то, чтобы выявить, развить, обучить одаренных детей в школе.

Правильно выстроенная модель работы с талантливыми детьми – залог успешной работы.

Множество талантов

  • спортивная, ремесленная;
  • интеллектуальная;
  • актерская, хореографическая, литературная, музыкальная, изобразительная.

Задача учителей и родителей заключается в проведении диагностики по выявлению таланта ребенка в той или иной деятельности и дальнейшим грамотным педагогическим сопровождением.

Педагогические и психологические проблемы

  1. Негативное отношение ребенка к школьной программе.Такое отношение вызвано тем, что стандартный школьный материал не вызывает у ребенка никакого интереса. Таким детям требуется разнообразие и более углубленное изучение предметов. Чаще всего одаренные дети стремятся познать географию, астрономию, высшую математику, биологию, некоторые разделы медицины. Как правило, такие предметы изучаются либо в старших классах или вовсе отсутствуют в школьной программе.
  2. Неподготовленность педагогов, порой даже отсутствие специальной подготовки при работе с одаренными детьми. Особенное поведение ребенка (монотонность, непереносимость регламентов) часто расценивается как истеричность, глупость, лень, упрямство. Поэтому очень важна психологическая подготовка учителя, чтобы дать грамотную оценку такому нестандартному поведению детей.
  3. Недостаточная ответственность со стороны детей, частые протесты, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.
  4. Привлечение чрезмерного внимания со стороны педагогов, вызванное стремлением к познанию и любознательности. Конечно тяга к знаниям приветствуется, но также вызывает негативное отношение и раздражение со стороны других детей.
  5. Несоответствие игровым интересам. Связано с тем, что интеллектуальное развитие одаренных детей имеет высокий показатель и им предпочтительнее изучение более сложных заданий и головоломок. Общение такие дети строят чаще всего с ребятами старше себя.
  6. Постановка завышенных целей. Ставя перед собой немного завышенные цели, дети порой не имеют возможностей для их достижения. В связи с этим испытывают обиду и переживания. Однако стремление достигнуть высот часто положительно сказывается на детях.
  7. Проблемы саморегуляции – чаще всего одаренные дети занимаются деятельностью, которая их интересует, избегая любую другую, при этом, пользуются снисхождением со стороны взрослых. В дальнейшем, такие дети могут трудиться только в определенной сфере.
  8. Проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Обнаружив в своем ребенке определенные задатки, родители с фанатизмом начинают их развитие, ограничивая ребенка в играх и общении с другими детьми. В связи с этим, возникают определенные трудности в отношениях, непонимание друг друга.
  9. Неспособность в выполнении рутинной работы. Учеба таким детям дается легко, они думают быстрее, чем пишут, поэтому работы их неаккуратные и страдают оформлением и незаконченностью. Отсутствие усилий часто презирается окружающими.

Дети, имеющие признаки одаренности, нуждаются в разносторонних образовательных возможностях, которые в основном не предусмотрены в существующих сегодня школьных программах. Поэтому в современных школах должна быть выстроена определенная система работы, которая позволит выявлять и развивать одаренных детей. Образовательная программа должна быть разнообразной и комфортной, чтобы у детей была возможность проявить свою индивидуальность и способности в разных областях знаний.

Также необходимо проводить мероприятия, направленные на создание благоприятной обстановки в классе, чтобы не навредить развитию физических и психических задатков ребенка.

Не заботясь об обучении и развитии, мы теряем одаренных детей.

Раскрывать талант и одаренность в детях необходимо на первом важном этапе - в начальной школе, так как дети приходят в школу с большим интересом и тягой к знаниям. Дети в начальной школе способны концентрировать свое внимание на нескольких видах деятельности, у них высокая восприимчивость, длительная концентрация внимания.

Конечно главную роль в процессе, по выявлению одаренных детей в начальной школе, играет учитель. Профессионализм педагога заключается в умении распознавать и развивать талантливых детей, что является очень сложной задачей.

На первом этапе, выявление одаренности в детях происходит при помощи диагностирования психологических особенностей: диагностика уровня мыслительных процессов, оценка памяти, речи, логики, склонности к определенной деятельности. Также немаловажной стороной является оценка и наблюдение за общением ребенка с родителями, микроклиматом в семье. После таких несложных проведенных мероприятий можно построить характеристику на одаренного ребенка.

На сегодняшний день, выявить одаренных детей в начальной школе, помогают также специально разработанные методики и программы, в основу которых входит проведение тестирования и игр.

Суть игровой деятельности заключается в развитии психических процессов ребенка, формирование более высокого интеллектуального развития. На следующем этапе происходит организация и обучение ребенка действовать самостоятельно, при помощи усложнения заданий на уроках, изучению рациональных приемов для самостоятельной работы, помощь в развитии познавательных способностей для более длительной интеллектуальной деятельности.

Развитие речи и пополнение словарного запаса тоже входит в основу работы с учениками. Проводятся занятия на внеклассное чтение, где дети не только обогащают словарный запас, но и развивают свое мировоззрение.

Также существуют творческие задания для одаренных детей в начальной школе. На которых дети учатся работать с дополнительными источниками информации, осваивают новые технологии (интернет), раскрывают свои творческие способности и умения, на уроках рисования происходит самовыражение чувств и эмоций на бумаге.

Еще одним методом работы с одаренными детьми в школе является организация групповых занятий в классе. Что приобщает детей к совместной деятельности, умению договариваться, объяснять, высказывать свое мнение, находить компромиссы.

Помимо групповых занятий необходима грамотная организация индивидуальной работы ученика по интересующемуся направлению, заинтересовать ребенка в более детальном и глубоком изучении выбранного предмета. Для этого необходимо организовать участие в олимпиадах, исследовательских и научных конкурсах, викторинах, всевозможных фестивалях, выставках, освоить создание проектов и презентаций.

Помимо работы с детьми, необходим план работы с родителями одаренных детей.

В основе должны лежать

  • регулярное проведение тематических родительских собраний;
  • индивидуальные встречи и обсуждения проблем ребенка в школе;
  • совместная работа по организации творческих вечеров и кружков;
  • информирование о результатах проделанной работы с детьми;
  • обсуждение совместного плана по решению создавшихся проблем.

Все действия направленные на развитие и воспитание одаренных детей в школе, позволят построить индивидуальный маршрут на конкретного выявленного одаренного ребенка в начальной школе и продолжить движение в выбранном им направлении. Большую популярность сегодня набирает создание и формирование банка данных на каждого одаренного ребенка. В портфолио указаны: имя, возраст, достигнутые успехи в определенных областях знаний.

Сегодня, в России, уже открыты школы для обучения одаренных детей. Форма обучения в таких школах зачастую платная, но набор детей проводится независимо от социального положения семьи. В некоторых школах для одаренных детей, расходы на обучение частично или полностью покрываются за счет фонда школы.

Отбор учеников проводится по результатам вступительных испытаний, индивидуального собеседования с ребенком и отдельно с родителями для выявления интересов и склонностей ребенка, готовности к нагрузкам. Вступительные испытания проводятся при помощи тестирования. В основном тестирование проводится по базовым предметам – математика, русский и английский язык. Для детей, проживающих в отдаленных регионах нашей страны, предусмотрено дистанционное on-line тестирование.

Также при наборе в школы для одаренных детей специалисты изучают и оценивают индивидуальные способности ребенка, интересы, спортивные и творческие достижения, дальнейшие цели детей и их родителей.

Главную цель, которую преследуют школы для одаренных – развивать ребенка, раскрыть имеющиеся скрытые таланты и потенциалы, подготовить для поступления в лучшие высшие заведения не только России, но и всего мира.

Ученики в таких школах могут не просто получать стандартные школьные знания, им дается право выбрать понравившийся предмет для углубленного изучения.

В районе крайнего севера существует школа искусств для одаренных детей, которая ведет обучение только по трем направлениям – художественное, музыкальное и хореографическое. Хочется подчеркнуть, что это не просто школа, а целая развитая структура, с концертным залом, общежитиями, досуговыми центрами.

Хочется отметить, что одаренный ваш ребенок или талантливый – он прежде всего ребенок, со своим характером, желаниями, привычками. Прежде всего дети нуждаются в любви, заботе, уважении, поощрении, поддержке, внимании со стороны близких людей. Главной задачей взрослых является создать вокруг ребенка благоприятную, теплую атмосферу, которая будет способствовать его успешному развитию.

Главное, что не стоит никогда забывать - является ли ваш ребенок одаренным или талантливым – он прежде всего ребенок, со своим характером, желаниями, привычками, интересами. Прежде всего дети нуждаются в любви, заботе, уважении, поощрении, поддержке, внимании со стороны близких людей. Главной задачей взрослых является создать вокруг ребенка благоприятную, теплую атмосферу, которая будет способствовать его успешному развитию.

Комментарии
Автор комментария