Воспитание ребенка в семье и в школе

Воспитание ребенка в семье и в школе

Как вы думаете, что для человека самое главное? Правильно, семья!

В норме человек проводит всю свою жизнь в семье. Сначала, с родителями, затем строит свою семью, не прекращая общения с родными, затем дети. Семья – это наша защита, опора, оплот. В семье человек учится любить, защищать, поддерживать, понимать других, трудиться, учиться в конце концов.

А вы не задумывались над вопросом, почему зачастую самые верные друзья на всю жизнь появляются именно в школе?

А любимого учителя нам хочется поздравлять с новым годом и днем рождения в течение всей жизни? Потому что школа, как и семья, дает нам очень многое: понятия, что такое ответственность, справедливость, отзывчивость, дружба, преданность.

Девять-одиннадцать лет в школе оставляют в жизни любого неизгладимый след.

Воспитание ребенка в семье и школе – это настолько сложный, интегрированный, переплетенный процесс с крепкими причинно-следственными связями, что одно от другого просто неотделимо.

Взаимодействие родителей и школы в воспитании детей, конечно же, является самым тесным.

Наилучшим образом проходит адаптация, обучение детей в школе, и как следствие – воспитание, если:

  • налажен личный дружественный контакт между родителями и классным руководителем (учителями);
  • родители принимают активное участие в жизни школы и класса;
  • организуются совместные поездки класса и родителей (экскурсии, представления, пикники);
  • родители тесно общаются друг с другом, отсутствуют распри между ними;
  • учитель знает условия проживания семьи, интересы ребенка;
  • существует взаимопомощь родителей и учителя.

Духовно-нравственое воспитание в школе как раз и начинается с этого – с взаимоотношений взрослых друг с другом, а вернее продолжается в школе, начавшись дома.

Ребенок копирует действия родителей, их отношение к другим, природе, животным, их способность быть чуткими, отзывчивыми, отношение к старшему поколению, к истории семьи и родины.

Если мама заставляет ребенка уважать и помогать бабушке, но при этом сама бесконечно с ней ругается и не показывает уважения – ребенок впитывает такое же отношение и реакцию.

Обязанность родителей по воспитанию детей – первостепенная и основополагающая. Школа является всего лишь продолжением и дополнением, но основы закладываются, конечно же, в семье. Кроме того, родители обязаны воспитать интерес детей к обучению в школе. Как говорится, не выучит школа, выучит охота.

Давайте обратимся к русским афоризмам о воспитании детей. Можно читать и изучать уйму статей по педагогике, и не найти для себя однозначного ответа. Но стоит прочитать русские пословицы и афоризмы – и все встанет на свои места.

  1. Наказывать легче, воспитывать труднее;
  2. Верная указка – не кулак, а ласка;
  3. Детей наказывай стыдом, а не грозьбой и бичом;
  4. Учение образует ум, воспитание – нравы;
  5. Водили за ручку, получили белоручку.

Что касается последнего, то трудовое воспитание ребенка в семье и школе должно быть постепенным и постоянным. В первую очередь, родители, а затем и школа должны прививать ребенку трудолюбие и привычку трудиться. Это необходимо для того, чтобы ребенок смог найти свое место в жизни, смог определиться, умел преодолевать трудности, достиг успеха. А, как известно, (еще один афоризм) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Воспитанный ребенок, как правило, добивается больших успехов, по сравнению с невоспитанными детьми в школе. К нему более благоприятное и дружелюбное отношение со стороны окружающих, он более аккуратен, организован, интересен. Родителям такого ребенка учителя с удовольствием выносят от школы благодарность за воспитание.

Каковы правила поведения для воспитанных детей в школе?

  1. Употреблять вежливые слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста;
  2. Пропускать вперед девочек, женщин, учителей;
  3. Оказывать помощь учителям и ребятам, если попросят;
  4. На уроках внимательно слушать учителя, не перебивая. Если что-то нужно сказать - поднять руку;
  5. Быть подготовленным к каждому уроку, это проявление уважения к учителю;
  6. Не портить школьное имущество (включая книги, парты, стулья, окна);
  7. На переменах громко не разговаривать, не кричать и не окликать другого, если он находится в десятках метров от тебя;
  8. Быть опрятным, причесанным;
  9. Посещая столовую, не толкаться, не бегать, аккуратно вести себя за столом.

Невоспитанный ребенок в школе вызывает неуважение, и что еще хуже – иногда отвращение.

Что касается непосредственно роли школы в воспитании ребенка, какова ответственность школы за воспитание детей? Мы коснемся именно воспитательного аспекта, а не предметного обучения.

Школа учит (по крайней мере, учитель должен ориентировать ребенка на это):

  • смелости, развитию силы характера, воли;
  • толерантности к другим, умению жить в коллективе, избегать конфликтов;
  • уважению старших, уважению своей истории и культуры;
  • правдивости, честности, отзывчивости;
  • любить природу, оберегать ее (экологическое воспитание детей в школе);
  • знать свои обязанности и права в современном мире, уметь ими пользоваться (правовое воспитание в школе).

Конечно же, многое зависит от учителя, как говорится, «По ученику и об учителе судят». Равно и то, что и дети бывают разными. Трудные дети сложнее усваивают принципы воспитания, учителю и родителям необходимо в данном случае прилагать больше усилий, т.к. такие дети настроены против всей системы обучения.

Те ребята, которые нарушили закон, по решению суда или Комиссии по делам несовершеннолетних попадают в специализированные интернаты (другими словами, школы для трудновоспитуемых детей, школы перевоспитания детей), для которых характерна железная дисциплина и контроль.

Таким образом, воспитание ребенка в семье не заканчивается, а продолжается в школе. И наоборот, не стоит перекладывать воспитание на плечи только учителей. Это трудная обоюдная работа.

Комментарии
Автор комментария