Готовность детей к школе

Вы не заметили, что очень часто приходит в голову мысль о том, что время бежит стремительно, невероятно быстро… Вспоминаешь детский сад, школу, институт, свадьбу…
И Вот долгожданное ожидание своего малыша, выписка из родильного дома, первые шаги, оформление уже своего малыша в детский сад, и вскоре выпускной у семилеток.
Да как же так? Они такие крошечные, немного неуклюжие, а через три летних месяца уже школа?
И любой любящий родитель задумывается, а не рано ли? А готов ли ребенок к школе? Во сколько лет отдать малыша в школу: с шести или семи? Как определить готовность детей к школе?
Думаем, наша статья о готовности ребенка к школе будет полезна любому родителю, мучившемуся подобными вопросами.
Актуальность данной темы трудно переоценить. Т.к. задолго (за год точно) до долгожданного 1 сентября родители начинают подыскивать различные школы раннего развития, которые наверняка знают, как подготовить ребенка к школе.
Таких школ в любом городе насчитается не менее сотни (начиная с частных общего развития, заканчивая пришкольными государственными, непосредственно занимающимися с детьми школьной программой и в дальнейшем определяющие готовность детей учиться с помощью различных диагностик).
Некоторые мамы и папы обращаются к услугам репетитора, который непосредственно занимается с ребенком один на один, и преподает ему материал в том же (или большем) объеме, что и в школах.
Здесь есть возможность более детального изучения непонятных ребенку тем, более удобное время для занятий в зависимости от графика кружков и секций ребенка, но возможно отсутствует соревновательный компонент среди ребят (а вот Ваня сделал задание лучше, чем я, мне надо постараться в следующий раз), нет коммуникативного компонента при работе парами, коллективно и т.д.
Кроме того, в школах раннего развития с ребятами занимаются несколько педагогов: отдельно по общим дисциплинам (математика, чтение, письмо), отдельно по специальным, таким как: ИЗО, ритмика, языки.
Здесь уже встает вопрос о количестве репетиторов и их необходимости по дополнительным предметам. Каждый родитель решает сам, что удобнее, приемлемее и важнее для их семьи.
Но вопрос остается открытым: нужно ли готовить ребенка к школе? А также, как определить, когда ребенок готов к школе? Необходимо определиться, что же такое готовность ребенка к школе, к обучению.
Общая готовность – это способность ребенка выдержать школьные нагрузки (т.е. ребенок должен быть здоровым, ответственным, обладающим некоторыми навыками (чтение, письмо, мышление), эмоционально устойчивым).
Чтобы разобраться более детально, выделим критерии (компоненты) общей готовности ребенка к школе.
Обычно рассматриваются три аспекта готовности ребенка к школе: психологическая готовность, физиологическая, функциональная.
Мы же рассматриваем большее количество этих критериев (компонентов). Вот они:
- Личностная готовность – т.е. ребенок понимает, что пора в школу, что он вырос, он взрослый, дошкольных игр для его развития уже мало, он хочет и желает познавать, хочет научиться считать, писать и т.д. От него исходит желание к учебе.
- Интеллектуальная готовность – достижение ребенком определенного уровня мышления (самостоятельно может сделать вывод, найти причинно-следственную связь, выявить некоторые признаки предмета, выявить различия и т.д.), способность запомнить изученный материал, способность выучить стихотворение, длительно сконцентрировать внимание в течение урока. Для формирования интеллектуальной готовности необходимо создать некоторые условия: это и работа воспитателя в детском саду, и совместное чтение, обучение с родителями дома, и посещение различных кружков, секций, школы раннего развития.
- Речевая готовность – умение ребенка высказать свою мысль, умение описать какой-либо предмет или явление, внятно рассказать историю, обладание определенным словарным запасом.
- Логопедическая готовность – способность выговаривать все звуки русского алфавита, сочетания звуков, скороговорки.
- Мотивационная готовность – понимание ребенком мотива к учебе: я должен учиться, чтобы быть умным, сильным, сам уметь читать, считать, чтобы знать все о природе, чтобы быть хорошим учеником, чтобы иметь друзей, чтобы родители мной гордились и т.д.
- Коммуникативная (социальная) готовность – способность ребенка находить общий язык со сверстниками, с учителем, умение работать в команде, избегать конфликтов, помогать ребятам. Немаловажная роль принадлежит совместному времяпрепровождению (игры, столовая, группы продленного дня).
- Эмоциональная готовность – это умение ребенка преодолеть скованность, замкнутость, стеснение, т.е. непосредственно сама адаптация. Для многих детей (особенно интровертов, стеснительных ребят) даже несложное задание учителя вызывает массу эмоций, с которыми справиться очень трудно, особенно малышу. Это касается например самостоятельных заданий у доски, перед всем классом. Ребенок стесняется, замыкается, для него проще молчать, не отвечать, не тянуть руку. То, на сколько ребенок справится с данной скованностью, на сколько он верит в свои силы, говорит о его уровне развития.
Функциональная готовность. Другими словами – это общее развитие ребенка, необходимые ему навыки. К примеру: умение самостоятельно кушать, сходить в туалет, найти дорогу в свой класс, умение раздеваться, одеваться, переобуваться, готовиться к определенному уроку, складывать рюкзак. Проблема слишком раннего начала обучения (с пяти, шести лет) как раз и состоит в неполной функциональной готовности ребенка (функциональные навыки фактически еще не сформированы). В таком раннем возрасте некоторые дети могут блестяще выучить стихотворение, написать предложение, но застегнуть пуговицы или обуться у них не получается. Что уж говорить о туалете.
Физиологическая готовность - подразумевает развитие определенных навыков: пользование ножницами, карандашами, красками, развитие моторики. Способность отличать понятия: влево, вправо, вниз, вверх. Готовность повторять за учителем (его действия, списывать с доски) и т.д.
Волевая готовность - это способность ученика сделать над собой усилие в сторону учебного процесса, вести себя в соответствии с принятыми в школе правилами, по образцу.
Существует также и специальная подготовка детей к школе.
Специальной подготовкой детей к школе является непосредственное приобретение ребенком навыков счета, чтения, письма, знаний об окружающем мире, языка. Именно тех, которые необходимы в школе для изучения предметов.
Роль воспитателя в подготовке ребенка к школе
Конечно же, большую роль в подготовительном и предадаптационном периоде играет детский сад и его воспитатели (если ребенок посещает дошкольное учреждение).
Воспитателям в данном процессе отводится если не главная, то очень важная роль, т.к. ребенок ежедневно в течение 8-12 часов находится в этом первом маленьком коллективе.
Здесь развиваются первоначальные навыки общения. Малыш приобретает функциональные навыки. Такие как самостоятельно одеваться, складывать вещи на место. Тут для него проходят первые уроки (лепка, аппликации, рисование, изучение букв, цифр, цветов).
Воспитатель обучает малышей избегать конфликтов, умению делиться, помогать более слабому, заступаться за беззащитного. Ребятам в детском саду рассказывают об устройстве внешнего мира, явлениях природы, прививаются навыки мышления, запоминания, рассуждения, у детей увеличивается словарный запас.
Основное отличие в познавательном процессе между школой и детским садом в России – это форма преподнесения учебного материала. В детском саду, естественно, предпочитается игровая форма. Во многих странах и в начальной школе практикуется та же форма обучения.
Конечно же, учебный процесс идет более плодотворно, если между воспитателем и детьми сложились хорошие доверительные отношения.
Воспитатель должен постараться найти подход к каждому ребенку. Все дети разные: кто-то медлительный, кто-то активный, более стеснителен, более сообразителен, кто-то сегодня сонный, а у некоторых плохое настроение.
От умения воспитателя вовлекать ребенка в учебный процесс, развить интерес к занятиям зависит и качество подготовки ребенка к школе.
Но дошкольными заведениями подготовка к школе не должна заканчиваться.
Какой бы ни был профессиональный воспитатель, насколько бы ни была гармоничной обстановка в детском саду, ничто не может заменить семейное воспитание. Пример родителей, их взаимоотношения, их общение с другими взрослыми, образ жизни – все это формирует полную картину мира ребенка. Роль семьи в подготовке ребенка к школе – главенствующая, незаменимая.
В современном мире в некоторых странах, и некоторых детских садах России начинают внедрять инновационные формы взаимодействия родителей и воспитателей.
Их цель – максимально вовлечь в процесс подготовки детей к школе их родителей и воспитателей, помочь им в этом. Немаловажную роль в этом процессе играют предлагаемые специальные практикумы для родителей, семинары, совместные игры с детьми и т.д. Конечно же, это дает свои результаты.
Любой родитель с наступлением 6-7-летнего возраста ребенка начинает задумываться, как готовить ребенка к школе, как эффективнее это сделать, качественно и интересно для самого ребенка?
Советы родителям, как подготовить ребенка к школе самостоятельно:
- занятия по одному предмету не должны превышать 15 минут. В течение этого времени ребенок может сконцентрировать внимание и качественно усваивать материал.
- если вы хотите заниматься по двум или более предметам, делайте небольшие переменки или паузы, чтобы ребенок смог отдохнуть и отвлечься.
- занятия лучше проводить в игровой форме. К примеру, обучение счету, используя пальчики рук или посчитать любимые игрушки. Изучение букв – сложить буквы из спичек или вылепить из пластилина. Развитие речи – пересказать прочитанные сказки или истории.
- чаще хвалите ребенка даже за незначительный успех, чтобы в него вселилась вера в собственные силы.
- при непонимании каких-то моментов ребенком – задавайте ему наводящие вопросы.
- чаще занимайтесь практическими занятиями для рук: лепка, рисование, вырезание, склеивание – это развивает мелкую моторику пальцев рук, плюс скорость в навыках. Всё это пригодится в школе.
- читайте энциклопедии, книги об окружающем мире, старайтесь, чтобы ребенок как можно больше задавал вопросов на эти темы, либо сами больше спрашивайте его мнение. Так материал усвоится глубже.
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Если спросить родителей, с какого возраста готовить ребенка к школе, то процентов 80-90 ответят: лет с шести. Но это большое заблуждение.
Прививать интерес к новым знаниям, тягу к изучению, любознательность – необходимо с рождения! От простого к более сложному.
Рассказывать ребенку куда плывут облака, рассматривать цветочки, радоваться дождю, следить за жучками – это все часть познавательного процесса.
Чем больше ребенок стремиться к знаниям, тем больше ему хочется познавать, тем быстрее он оказывается на ступеньку выше.
Сначала эти знания он получает, созерцая явления и предметы, затем слушая рассказы мамы и родных, далее ощущая и трогая предметы, анализируя причины тех и иных явлений.
Большой интерес к познаванию прививают игры.
В настоящее время существует огромное количество доступных игр, помогающих родителям и воспитателям подготовить детей к школе.
Игры и упражнения для детей к подготовке к школе, виды:
- Детские ролевые игры: игры в магазин, в школу – навыки общения в коллективе;
- Настольные игры с фишками – навыки счета, пространственное мышление (вверх-вниз, влево-вправо);
- Работа с детскими развивающими книгами, журналами (кроссворды, сканворды, лабиринты) – изучение букв, мышление;
- Использование тематических карточек (транспорт, домашние и дикие животные, птицы, профессии);
- Раскраски, рисование, лепка, работа с цветной бумагой;
- Вербальные игры, которые развивают устную речь (игра в слова, съедобное-несъедобное, слова-антонимы, рифмы)
- Пазлы – развитие мелкой моторики, а значит и речевых функций. Так как эти два центра в головном мозге имеют прямую связь;
- Конструирование (из конструктора) и множество других игр.
Основная задача – побудить интерес к обучению, а не принуждать заниматься.
Как определить готовность ребенка к школе
Конечно же, родители уверены, что вроде бы все делают правильно: и в детский сад водят, и книжки на ночь читают, и развивающие игры детям покупают, и про космос рассказывают. Но как проверить, готов ли ребенок пойти в школу или рановато? А может еще необходимо позаниматься годик.
Как узнать и как понять, готов учиться или нет?
Существует целый ряд различных диагностик, выявляющих оценку готовности ребенка к школе.
Методы диагностики готовности ребенка к школе
Обычно данные диагностики проводятся школьным психологом непосредственно перед зачислением ребенка в первый класс. Но возможно и применение данных средств самими родителями в домашней обстановке.
Как правило, все диагностики направлены на выявление психологической готовности ребенка (не затрагивая функциональную и физиологическую стороны).
Есть диагностики И.В. Дубровиной, Ю.В. Гладневой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина и многих других.
Схожие задания методик по выявлению степени готовности ребенка к школе:
- набор вопросов о его отношении к школе, общего знания о его семье, ФИО, ФИО родителей, адреса проживания, возраста. Проверяется общее понятие ребенка о себе;
- работа с геометрическими разноцветными фигурами (работа с признаками: цвет, форма, размер);
- работа с группами изображений (электроприборы, птицы, домашние животные);
- работа с графическим материалом, рисование по клеткам, выявление лишнего предмета из представленных;
- логические задания. Набор картинок, которые необходимо расположить последовательно во времени (утро, полдень, вечер), (весна, лето, осень, зима), нахождение детенышей животных (лошадь-жеребенок, курица-цыпленок) и т.д.;
- задания на выявление причинно-следственных связей и многие другие.
Далее, ответы в заданиях методик анализируются, присуждаются баллы, либо степень той или иной оценки и выявляются показатели готовности ребенка к школе.
По итогам проведения оценки, можно сказать, по каким показателям ребенок пока отстает, а где он преуспел.
Это довольно эффективный метод правильно оценить степень готовности к школе.
Как подготовить к школе гиперактивного ребенка
Как известно, гиперактивные дети очень подвижны, им не хватает усидчивости, концентрации внимания, так необходимых первоклассникам.
Поэтому, попробуем разобраться, как правильно подготовить гиперактивного малыша.
- Психологи сходятся во мнении, что гиперактивный ребенок обязательно должен посещать детский сад, во-первых, для выплеска энергии и эмоций, во-вторых, для нахождения в большем пространстве, в-третьих, для общения с остальными детьми.
- Будет лучше, если такого малыша отдать в различные секции или кружки. Там он будет тратить массу энергии.
- Как можно больше заниматься с ребенком дома, начиная с нескольких минут усидчивости, постепенно увеличивая это время.
- Больше играть с ребенком в игры, не требующие закрепления за определенным местом (иначе ребенок замкнется и учебный процесс покажется ненужным и скучным). Главное привить интерес к обучению.
- Перед непосредственным поступлением в школу, желательно поближе познакомиться с учителями, набирающими первые классы. Можно порекомендовать выбрать более лояльного учителя, не столько требующего дисциплину и усидчивость от ребят, а скорее проявление инициативы и лидерских качеств.
- Основная задача родителей: сформировать положительное отношение к школе и заставить ребенка поверить в свои силы.
Что делать, если ребенок не готов к школе
Случается так, что и в семилетнем возрасте ребенок оказывается неготовым идти в первый класс. Существует ряд причин, о которых родители часто не задумываются.
Причины неготовности ребенка к школе:
- частые болезни ребенка и ослабленный иммунитет, нехватка витаминов;
- неправильный режим дня ребенка, переутомление, недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- избалованность ребенка, как следствие, инфантильность и капризность;
- гиперактивность, неспособность сосредоточиться на задании;
- плохая неразвитая память;
- неспособность работать в коллективе, общаться с одноклассниками;
- отсутствие навыков самообслуживания и некоторые другие.
Конечно же, вся ответственность за неготовность ребенка к школе лежит на плечах родителей. Если ребенок здоров, но не успевает в школе, необходимо пересмотреть график ребенка. Так же можно проконсультироваться с психологом. И, конечно же, как можно больше совместно заниматься, читать, рассказывать, учить стихи, песни, больше проводить времени с семьей, на природе, вместе играть и заниматься домашними делами.
Итак, мы определили, каковы же критерии готовности ребенка к школе, как определяется степень готовности ребенка к первому классу, а также выявили особенности подготовки к школе детей дошкольного возраста.