Проблемы адаптации детей к школе

Первый раз в первый класс - это интересно!
Долго ждали, и вот этот час пришёл.
Новый мир весь для нас, что там - неизвестно.
Только верим, что всё будет хорошо!
Это слова известной песни. Именно с таким настроем ребенок идет с огромным букетом цветов 1 сентября в новую школу! И родители верят, что все будет хорошо! Ведь их ребенок самый лучший, самый умный, самый милый и любимый…
Но случается так, что проходит время: сентябрь, октябрь, ноябрь на исходе, а вместо радости, интереса и любознательности на лице у ребенка глубокая печаль, частые слезы, замкнутость и полное отсутствие желания говорить о школе. Что это? Подобное состояние называется периодом адаптации ребенка к школе. Нередко, на фоне этого, у ребенка возникает множество проблем в школе.
Адаптация – это процесс приспособления ребенка к новым изменившимся условиям, включающим в себя изменение обстановки; физической, психологической и умственной нагрузки; круга общения.
Выделим основные составляющие (компоненты) адаптации:
- Адаптация к школе первоклассников;
- Адаптация приемного ребенка к школе;
- Адаптация в школе одаренных детей;
- Адаптация гиперактивных детей;
- Социализация ребенка;
- Адаптация в школе проблемных (трудных) детей.
Рассмотрим каждый компонент более детально и выделим возможные проблемы для ребенка.
1.Проблемы адаптации первоклассников
Проблемы адаптации детей к школе не минуют практически ни одного ребенка. Другой вопрос, насколько она продолжительна. Это зависит от многих факторов:
- склад характера ребенка (более застенчивому и стеснительному ребенку, гиперактивным детям сложнее приспособиться к новым условиям, нагрузкам);
- степень подготовки к школе (речь идет как об интеллектуальной подготовке, так и способности ребенка обходиться в течение дня без помощи родителей);
- коммуникабельность ребенка – общительные ребята, а также те, которые посещают различные секции и детский сад, имеют более развитые навыки общения и быстрее вливаются в новую группу и коллектив).
Проблемы адаптации детей в школе существуют, если родители наблюдают следующие признаки:
- плохой беспокойный сон и тяжелое утреннее пробуждение;
- частый беспричинный плач и капризы;
- переутомление, нежелание садиться за уроки;
- пресечение ребенком любых разговорах о школе, учителе, одноклассниках;
- частые болезни, недомогания, вялость;
- трудность в усвоении учебного материала.
Если подобное состояние длится более трех-четырех месяцев, это говорит о затяжной и сложной адаптации ребенка.
Конечно же, родители должны помочь преодолеть проблемы ребенка в школе:
- совместно выполнять домашнее задание, углубленнее разъяснять непонятные моменты;
- больше расспрашивать ребенка о школе, ежедневно находить интересные моменты классной жизни;
- чаще хвалить ребенка за самые незначительные шаги вперед. Это способствует тому, что ребенок поверит в свои силы;
- закалять ребенка, больше бывать на свежем воздухе, совместно просматривать любимые мультфильмы и фильмы в свободное время;
- не сравнивать ребенка с более сильными учениками. Это только усугубит ситуацию и приведет к понижению самооценки.
2.Проблемы адаптации приемного ребенка в школе
Приемный ребенок в такой ситуации получает двойной или даже тройной стресс. Как правило, у такого ребенка появляются множественные страхи:
- меня будут обзывать;
- я буду отставать в учебе;
- учитель меня невзлюбит из-за того, что я приемный;
- новые родители откажутся от меня из-за плохих оценок.
Как следствие, ребенок чувствует свою беспомощность, не справляется с волнением, становится неусидчивым, невнимательным, рассеянным, ухудшается поведение. В итоге он учится хуже, чем мог бы учиться. Приемный ребенок замыкается, свои проблемы в школе пытается решать самостоятельно, но они могут быть решены только совместными усилиями самого ребенка, родителей и учителями во главе с классным руководителем.
Варианты решения проблем приемного ребенка в школе:
- обеспечить ребенку покой, сделать так, чтобы он перестал бояться. Только в состоянии покоя возможно развитие и шаги вперед;
- хвалить ребенка. Часто причина неудач в учебе у приемных детей – это отсутствие мотива учиться. Как правило, такие ребята учатся не за подарки и материальное поощрение, а за похвалу новых родителей. Если они этого не получают, мотив совсем исчезает;
- первое время совместно делать уроки, чтобы ребенок чувствовал близость родителей; предлагать любую помощь;
- присматриваться к ребенку и выявлять его сильные стороны и задатки с целью их дальнейшего развития (в кружках, секциях, спортивных клубах). Ребенок (если не идет учеба) должен чувствовать собственный успех в любой другой сфере (спорт, музыка, кулинария, поэзия, домашние животные). Так его самооценка будет постепенно расти.
- обеспечить ему полноценный отдых;
- поговорить с классным руководителем, учителями, рассказать о ребенке, его характере, возможно о предыдущей семье и вместе искать пути к полноценному привыканию ребенка к школе и сверстникам. Классный руководитель как лидирующий взрослый должен установить границы личного пространства приемного ребенка, дать пример общения с ним;
- стараться сформировать у ребенка положительное и дружелюбное отношение к школе и одноклассникам (возможно устраивая их совместный досуг, походы в театр, кино, музеи, устраивая чаепития);
- возможно посещение ребенком некоторых специалистов: начиная от психолога и логопеда, заканчивая невропатологом, т.к. некоторым ребятам свойственны задержки в развитии.
3.Проблемы адаптации одаренных детей в школе
Одаренный ребенок – ребенок, имеющий незаурядные способности или выдающиеся достижения в каком-то виде деятельности. Попробуем рассмотреть проблемы одаренного ребенка в школе:
- отсутствие интереса к учебе (как бы странно это ни звучало) – достигая значительных высот в обучении, одаренному ребенку становится скучно на уроках с другими ребятами, изучающими обычную школьную программу;
- со стороны учителя может возникнуть неодобрительное отношение к одаренному ребенку, т.к. он справляется с заданием быстрее других учеников, может их отвлекать, мешая проведению уроков. Кроме того ежедневные рутинные занятия (в глазах одаренного ребенка) могут привести к нежеланию их выполнять и далее – к развитию лени;
- отсутствие понимания с одноклассниками, невозможность сдружиться – т.к. одаренный ребенок считает себя умнее остальных, это порождает сложность в общении. Кроме того, сверстники нередко называют ребенка «выскочкой»;
- имея лидерские, командные качества, одаренный ребенок в глубине очень ранимый и тяжело переносит любую неудачу;
- как правило, одаренный ребенок значительно преуспевает в какой-либо области. Остальные же предметы ему могут даваться с трудом.
Грамотный учитель, конечно же, осознает все проблемы работы с одаренными детьми в школе. Чтобы устранить эти проблемы, он должен:
- организовать индивидуальное обучение на уроках (предлагая одаренному ребенку задания повышенного уровня сложности);
- наладить факультативные дополнительные занятия;
- вовлечь одаренного ребенка в общеклассную работу, способствуя сближению ребят.
4. Проблемы гиперактивных детей в школе
Гиперактивный ребенок имеет множество проблем в школе:
- проблемы с поведением, т.к. гиперактивному ребенку нужно постоянно выплескивать энергию, в голове непрерывно рождаются новые планы, которые необходимо воплощать;
- отсутствие внимания на уроках, неусидчивость, излишняя разговорчивость;
- возникновение непонимания с учителем из-за частых замечаний;
- размолвки с одноклассниками из-за вспыльчивого характера, желания всем доказать свою правоту.
5. Проблемы общения и социализации детей в школе
Данные проблемы охватывают сферу общения с одноклассниками, учителями, как правило, более серьезные проблемы возникают у подростков в среднем звене.
Если у ребенка проблемы с одноклассниками – ребенок это очень остро переживает, вплоть до нежелания учиться, замыкания в себе, нежелания вообще участвовать в жизни класса.
Конечно же, учитель, как наставник, должен непрерывно следить за коллективом ребят, вникая в глубины и пресекая конфликты. Школа является вторичным этапом социализации ребенка после семьи. Дети должны понять и принять мысль о том, что они члены общества, одного коллектива, в рамках которого действуют свои законы, нормы поведения, меры пресечения, наказание за неправильное поведение, есть лидер (в лице учителя либо старосты). Многим не удается вжиться в этот коллектив и принять установленные нормы, тогда и возникают проблемы социализации ребенка в школе.
Если у ребенка наблюдаются проблемы подобного типа в школе, то, конечно же, родителям стоит поговорить с классным руководителем и найти общий подход к решению, возможно без психолога здесь не обойтись.
6.Проблемные дети в школе
Проблемными детьми обычно называют тех, с кем трудно наладить контакт, завоевать доверие и расположение. Такие ребята отстраняются от процесса формирования дружного коллектива.
Как правило, проблемные дети являются следствием неблагоприятной обстановки в семье: разводы, неблагоприятные бытовые условия, отсутствие понимания с родителями, невнимание, отсутствие эмоциональной связи между ребенком и родителями.
Со стороны учителя в подобных ситуациях должна идти работа по двум направлениям: вовлечение ребенка в класс и школьный коллектив с одной стороны, и работа с родителями в отношении ребенка с другой.
Таким образом, современные проблемы детей в школе - это огромный пласт проблем, решение которых зависит во многом от помощи родителей и педагогов, их мудрости и терпения.