Работа с детьми в начальной школе

Работа с детьми в начальной школе

Золотое правило для мам первоклассников: «Не так важен уровень школы, ее престиж, как первый учитель. Отдавать ребенка нужно в школу, ориентируясь на учителя, его профессионализм, душевные качества и его подход к ребенку».

На плечи современного учителя ложится колоссальная нагрузка: это непосредственно работа с детьми, необходимость приспосабливаться к каждому, работа с родителями, умение находить выход из самых сложных и запутанных ситуаций. Кроме того, коллектив ребят бывает очень разнородным как по характеру (гиперактивные дети, трудные, агрессивные, стеснительные, отстающие), так и по национальному признаку (увеличивается количество детей-мигрантов).

Как же учителю не уронить свое профессиональное достоинство во время учебного процесса, сохранить дисциплину и дать хорошие качественные знания?

1.Работа с гиперактивными детьми.

Характерные особенности гиперактивных детей:

  • отсутствие дисциплины во время урока, вставание с места, неусидчивость, хождение по классу во время урока;
  • излишняя болтливость, крикливость;
  • невнимательность, импульсивность;
  • забывчивость, рассеянность,
  • неспособность выполнять монотонную работу в течение длительного времени;
  • неспособность рассуждать, вдумываться в суть.

Зачастую такой ребенок срывает занятия по причине того, что учителю то и дело приходиться отвлекаться на очередную выходку.

Какими должны быть действия учителя:

  • не повышать голос и не раздражаться, замечания высказывать в спокойной и тихой форме. Окрики учителя только усугубят ситуацию;
  • применение игровых приемов в процессе урока, в т.ч. гимнастики, возможность дать детям физическую разрядку на переменах;
  • позволять ребенку во время урока несколько раз сменить вид деятельности (если ребенок устал от урока, можно попросить его вымыть доску, полить цветы, развесить дидактический материал);
  • развитие способностей и задатков ребенка, как способ повышения его самооценки;
  • повышать мотивацию к учебе путем заинтересованности в занятиях.

2. Работа с мотивированными детьми (высокомотивированными, одаренными).

Как правило, одаренность присуща ребятам в творчестве, спорте, с высоким уровнем интеллекта, в какой-либо сфере деятельности.

Начальная школа и непосредственно педагог имеет больше шансов выявить неординарные способности ребят. Исследования показали, что в возрасте 9-10 лет (3-4 классы) одаренных детей примерно 60 %, в возрасте 17 лет (10-11 классы) одаренных всего 20 %. Это объясняется тем, что существующие задатки и способности детей не были выявлены, либо отсутствовала атмосфера по их дальнейшему развитию.

Действия педагога:

  • создать условия на уроках для возможности выявления творческих, интеллектуальных, художественных, спортивных способностей детей (организовать олимпиады, викторины, соревнования, конкурсы, ролевые игры);
  • развитие этих способностей как на уроках, так и во внеурочной деятельности (организация пришкольных кружков, секций, факультативов);
  • сотрудничество с родителями с целью направления детей на углубленное изучение выбранной сферы деятельности вне школы;
  • разработка индивидуальной учебной программы под конкретного ученика;
  • использование различных психологических методик;
  • уделять больше внимания на самостоятельную подготовку ребенка с целью развития познавательных способностей, исследовательских качеств.

Приведем примеры форм работы с одаренными ребятами, которые зарекомендовали себя наиболее эффективно:

  • творческие задания;
  • работа в группах по уровню сложности;
  • дискуссии, круглые столы, обсуждение проблемы;
  • проектная работа, участие в конференциях, исследовательская деятельность;
  • игры, викторины;
  • консультации со стороны педагога по интересующей теме.

3. Работа с детьми-мигрантами (инофонами).

Детей-мигрантов можно условно разделить на 2 группы: - дети, говорящие как на своем родном иностранном языке, так и на русском на среднем уровне. Они не испытывают сложности в общении, обучении, т.к. русский язык для них стал практически родным;- дети, говорящие только на своем родном языке. На русском языке изъясняются очень слабо, на бытовом уровне, речь несвязная, отсутствует понимание переносного смысла слов, словарный запас очень беден, неправильная постановка ударений, окончаний слов. Такие ребята называются «инофонами».Вторая группа ребят вызывает серьезную работу для учителя.

Действия учителя в отношении инофонов:

  • разработка индивидуальной учебной программы для мигрантов, в основе которой лежит лексическая работа, начиная с букваря; обучение пользованию словарем;
  • организация полного учебного дня (первая половина – классная работа, вторая – группа продленного дня с целью дополнительных индивидуальных занятий);
  • вовлечение ребят в коллективную классную работу (т.к. зачастую из-за непонимания русского языка ребята не могут наладить контакт со сверстниками, что является для них дополнительным стрессом);
  • вплетение в учебный процесс родных традиций ученика;
  • похвала ребенка за успех в какой-либо деятельности (спортивной, уборке класса);
  • использование на уроках наглядного материала, схем, таблиц для лучшего понимания предмета.

4. Работа с трудными детьми в начальной школе (агрессивными, детьми девиантного поведения и как следствие – отстающими детьми) – заключается в:

  • коррекции агрессивного поведения ребенка (это и разговор по душам, и выплескивание эмоций в мирном порядке, организация активной деятельности и игр);
  • исследование семейно-бытовых условий жизни ребят;
  • максимально коллективная работа в классе (как правило, в начальной школе дети копируют поведение более успешных товарищей);
  • вовлечение детей во внеклассную работу (факультативы, секции);
  • формирование уважения к себе, сверстникам, школе.

Таким образом, роль учителя (классного руководителя) начальных классов трудно переоценить, она неизмерима. От хорошего компетентного педагога зависит дальнейшая судьба ребенка, его способность ориентироваться в условиях окружающей действительности, умение общаться и добиваться цели.

Комментарии
Автор комментария