Ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?

99,9 % школьников самого разного возраста хоть раз в жизни испытывали нелюбовь к школе, временные проблемы в общении и как следствие – отсутствие желания идти в школу. Чаще всего, родители в данной ситуации напором, путем призыва к тому, что учеба – это обязанность, заставляют ребенка посещать занятия. Не всегда такой метод приносит успех.
Попробуем разобраться в причинах такого отношения к школе со стороны учащегося, почему ребенок не хочет учиться в школе.Их (причин) конечно же много, начиная от трудноразрешимых психологически и заканчивая банальной ленью.
Но весь пласт этих причин, из-за которых ребенок не хочет идти в школу, можно условно разделить на два блока:
- Нежелание учиться ребенка начальной школы (до подросткового возраста);
- Нежелание идти в школу подростка вплоть до одиннадцатого класса. Рассмотрим первую часть ребят.
I Нежелание идти в школу ребят семи – одиннадцати лет.
Причины:
- 1.Смена обстановки, боязнь неизвестного. Как правило, данный страх встречается у ребят после выпускного в детском саду и поступления в первый. Страхи здесь могут быть различными: - боязнь новой учительницы, - коллектива и ребят, - самого здания школы, ощущение, что можно потеряться,- переживание по поводу своей несамостоятельности (неспособность самостоятельно сходить в туалет, в гардероб)- ребенок не хочет питаться в школе, идти в столовую.
Советы по преодолению страхов: больше разговаривать с ребенком, обсуждать, что нет ничего страшного в новой школе и учителе, привести пример из собственного опыта привыкания, если есть возможность, несколько раз проводить ребенка до класса, гардероба и т.д.
- 2.Низкая оценка ребенком собственных способностей и возможностей – чаще всего это встречается у ребят-интровертов, либо ребят, родители которых не всегда поощряют их самостоятельность. Отсюда возникает ощущение, что другие ребята умнее, лучше учатся, их хвалит учитель, а я не такой сообразительный, ловкий, интересный, начитанный и т.д.
Советы по преодолению: больше занимайтесь с ребенком, больше читайте, хвалите, подбадривайте, участвуйте в общественной жизни класса вместе с ребенком.
- 3.Отсутствие общего языка со сверстниками-одноклассниками. Такое может наблюдаться в результате различия темпераментов детей. К примеру, в довольно спокойный класс приходит гиперактивный ребенок либо ребенок-меланхолик с высокой степенью стеснительности.
Советы по преодолению: активного ребенка лучше записать в несколько спортивных секций, где он смог бы выплескивать чрезмерную энергию. Стеснительного ребенка так же лучше записать в различные кружки, основанные на тесном общении со сверстниками (различные театральные, цирковые, танцевальные студии).
- 4.Неуспеваемость школьника по предметам – в начальной школе это не редкость. Здесь начинаются только-только формироваться задатки и наклонности (у кого-то хорошие художественные способности, кто-то преуспевает в музыке, некоторые ребята настолько говорливые, что им с легкостью даются гуманитарные предметы, а часть ребят-молчуны, но задачки по математике щелкают как орешки). Неудачи по каким-либо предметам семи-восьми-летние малыши чувствуют и переносят очень болезненно вплоть до того, что ребенок не хочет идти в школу, плачет.
Советы по преодолению: совместная подготовка домашнего задания, необходимо больше времени уделять предметам, которые не совсем удаются вашему ребенку.
Как видим, большинство причин нежелания учиться ребят начальной школы связаны с адаптацией. И здесь родители очень важны ребенку, он оказался один на один с новыми обстоятельствами, новыми людьми и новой обстановкой.
II Нежелание учиться ребят подросткового возраста
Здесь существуют проблемы, требующие более длительного и всестороннего изучения и решения.
- 1. Отсутствие интереса и мотива учиться. Некоторые современные старшеклассники – это полностью демотивированные ребята, которые особо ничего не хотят, у них нет понимания, зачем вообще им учеба. Есть компьютер, интернет, соцсети. У него одно желание: чтобы родители не цеплялись, а регулярно приносили желательно прямо к компьютеру пиццу и макароны. Как следствие, он не хочет ничего, не хочет и в школу. Что делать?
Советы по преодолению: больше общайтесь со своим чадом. Старайтесь жить с детьми одной жизнью, одним коллективом, вникать в его проблемы, быть в полном смысле слова одной семьей. Вместе принимать решения и ставить цели, совместно работать. Современные родители пытаются устроить детей куда угодно, лишь бы он был занят и свалить процесс воспитания со своих плеч на плечи тренера, руководителя кружков, педагога. Зачастую выходит так, что со временем ребенок и родитель становятся далеки друг от друга, говорят на разных языках, теряют родственную нить.
- 2.Отсутствие понимания, зачем вообще учиться. Случается так, что ученик среднего звена и старше совсем не понимает, зачем ему в современном мире, в эпоху компьютеров и интернета необходимы формулы по физике, доказательства геометрических теорем и уж тем более тригонометрические функции.
Советы по преодолению: можно попытаться привязать все изучаемое, пройденное к современным реалиям: законы физики – к принципам работы смартфонов; геометрические функции – к возможностям графических редакторов и планшетов, географию стран и материков – к предстоящему отдыху и путешествию, изучение языка – попросить перевести ваши рабочие документы и т.д.
Пример родителей вообще творит чудеса. Как говорится, воспитание – это отражение жизни родителей. Если после работы родители лежат на диване, просматривая очередной сериал, то ребенку, естественно, сложно привить любовь к музеям, классической музыке и чтению художественной литературы.
- 3.Комплексы внешнего вида. Как правило, это относится к переходному периоду, периоду полового созревания. Подростки очень ранимые и гиперчувствительны, когда видят, что их превращение в девушку и юношу проходит не так, как хотелось бы и как рисуется в красивых журналах и фильмах. Кроме того, возможности, бюджет и доходы родителей различны. Отсюда так же недовольство одеждой, обувью, досугом и т.д. Не исключены на этой почве насмешки более «успешных» сверстников.
Советы по преодолению: как можно часто хвалить своего ребенка, говорить какой он красивый, добрый, отзывчивый, честный, жизнерадостный. Прививать ребенку хороший вкус в одежде. По возможности, сближать одноклассников, устраивая совместный досуг.
- 4.Конфликты с учителями – происходят на различной почве: непонимания, желания высказать свое мнение, показать свою независимость, дерзость в общении и т.д.
Советы по преодолению: стараться поддерживать постулат, что учитель прав, т.к. он старше, профессиональнее, опытнее и т.д. Наедине поговорить с учителем и выяснить его точку зрения, защищая при этом позицию ребенка.
- 5.Неразделенная любовь – это самое время первой любви, слез и разочарований.
Советы по преодолению: больше разговаривать, ни в коем случае не высмеивать, быть рядом, объяснить, что будет счастье и новая любовь, приведите пример из своей жизни.
- 6.Ребенок не хочет переходить в другую школу. Иногда случается, что жизнь, работа родителей, различные обстоятельства требуют переезда в другой район, город или населенный пункт. Смена места жительства, а уж тем более, смена школы – это большой стресс и больше испытание для ребенка. Проблема вливания в коллектив очень острая и подчас болезненная. И от родителей зависит насколько этот процесс пройдет безболезненно.
Советы по преодолению: старайтесь объяснить ребенку как вести себя с новыми товарищами, не идти на конфликты и ссоры, стараться чем-либо помочь одноклассникам, быть приветливым и общительным. Важно показать ВАШЕ спокойствие и убедить его в том, что все будет хорошо.
- 7.Ребенок не хочет идти в музыкальную школу. Очень часто нежелание ходить в музыкальную школу возникает даже не только у тех детей, кто ходит туда против своей воли (как правило, это желание родителей), но и у тех, кто обожает музыку. Почему ребенок не хочет идти в школу? Часто по причине усталости, загруженности, переутомляемости.
Советы по преодолению: стараться обеспечить ребенку достаточный отдых, сон, интересный досуг, прислушаться к ребенку, может быть действительно музыка – это лишь страсть родителей?