Программа в школе

Когда мы говорим о программе в школе, мы имеем в виду начальную школу. Именно обучение в начальной школе построено на основе различных многочисленных общеобразовательных программ, которые разрабатываются в соответствии с ФГОСами (Федеральными государственными образовательными стандартами).
Новое поколение ребят даже представить не могут, что их родители обучались по учебникам, возраст которых превышал 10-15 лет и более (и учебники были одинаковы во всех городах и весях)! Вместо интерактивных досок были наглядные бумажные плакаты, карты и схемы. Из учебного материала был только библиотечный учебник и купленная мамой тетрадь по предмету, в которой поля чертились самостоятельно по линейке.
Современное же образование предусматривает самостоятельный выбор школой (или отдельным учителем) подходящей образовательной программы, выбор учебников в соответствии с данной программой, прилагаемых тетрадей ТПО (тетради печатной основы), рабочих тетрадей (вплоть до Технологии и Развития речи), тетрадей тестов и самоконтроля, дополнительных визуальных DVD-дисков и т.д.
Этот учебный и дидактический материал очень яркий, красочный и мотивирует детей к учебе. А начальная школа, как известно, это важнейший этап обучения, т.к. здесь формируется отношение непосредственно к учебе, педагогу, воспитывается уважение к школе и образованию в целом. А самое главное – закладывается «умение учиться».
У каждого родителя «на слуху» основные программы для обучения детей начальной школы:
- «Гармония»;
- «Перспектива»;
- «Школа России»;
- «Школа 2100» (она же программа Л.Г. Петерсон и как последователь программы «Школа 2000»);
- «Школа 21 века».
Эти основные программы относятся к традиционной системе образования.Кроме традиционной существуют еще две:
- Система Занкова;
- Система Эльконина-Давыдова.
Основное различие этих программ и систем – в методике преподнесения материала, динамике изучения, степени самостоятельности детей в образовательном процессе, склонности к анализу.
Обязательный минимум знаний, предусмотренный системой российского образования, охватывают все утвержденные Министерством образования программы.Каждый родитель может выбрать для себя школу (либо учителя), которые обучают детей по программе, удобной для его ребенка.
Некоторым программам свойственна большая скорость изучения (система Занкова), другие выстраивают учебный процесс на основе постоянного анализа («Гармония»), третьи более традиционны и сходны с советской системой образования («Школа России»), следующие основаны на постепенном переходе от простого к более сложному (система Эльконина-Давыдова), для других характерно нестандартное преподавание математики («Школа 2100») и т.д.
Начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым, образование в России построено в соответствии с ФГОСами, основной целью которых является единство процесса образования на территории России и как следствие, единство общероссийских ГИА и ЕГЭ.
В соответствии с ФГОСами разрабатываются программы учебных предметов, учебная литература и материал, организуется проведение аттестации учащихся и педагогов. Кроме общеобразовательных программ разрабатываются образовательные программы дополнительного образования детей в каждой школе.
Дополнительное образование призвано:
- выявлять и развивать творческие задатки и таланты ребенка, многогранность личности;
- ориентировать ребят на дальнейшую профессию;
- развивать коммуникабельность, дружеские связи, сплачивать коллектив;
- оптимально полезно проводить свободное время, побуждать к саморазвитию и самовоспитанию.
Наиболее распространенные и общедоступные программы дополнительного образования детей в школе:
- естественнонаучные (углубленное изучение предметов: физики, химии, биологии, математики, информатики, астрономии);
- физкультурно-спортивные (футбол, баскетбол, волейбол, борьба, фитнес);
- эстетико-культурные (вокал, изостудия, музыкальное образование);
- технические (авиа-моделирование, конструирование, радиотехника, робототехника, картинг).
Данные программы в школе сосуществуют, что позволяет ребятам заниматься одновременно в нескольких кружках и по нескольким направлениям.
Родителям первоклассников известно, как тяжело ребенку приспосабливаться к школе и новому ритму. Для этого школа предусматривает Программу адаптации детей.
Приведем в качестве примера некоторые положения (направления) подобных программ:
- обустройство просторного и оснащенного класса;
- более короткая продолжительность уроков 35 минут;
- удлиненные перемены для первоклассников;
- обучение только в первую смену;
- количество уроков – не более 4-5;
- среди недели облегченный учебный день (возможна экскурсия);
- периодический медосмотр и мониторинг здоровья детей, проведение прививок;
- утренняя ежедневная зарядка, проведение активных игр для разрядки;
- двухразовое питание;
- постепенное усложнение учебного процесса и постепенное увеличение нагрузки на ребят;
- отсутствие оценок в течение первого полугодия (года).
Подобные мероприятия способны быстрее и качественнее адаптировать ребенка к школе, учебному процессу и наладить добрые отношения с учителем и одноклассниками.
Для того, чтобы ученический коллектив был здоров, открыт к знаниям и развитию творческих задатков, в каждой школе непременно разрабатывается программа здоровья для детей, целями которой являются:
- укрепление здоровья учащихся;
- профилактика вредных привычек;
- формирование знания о здоровом образе жизни.
Как правило, программа состоит из двух направлений:
- теоретическое (ребят знакомят с особенностями строения тела, принципами здорового образа жизни, возможными негативными последствиями вредных привычек);
- практическое (уроки физической культуры, дни здоровья, организация походов и прогулок).
Что касается летнего периода, каникулы также играют важную роль в системе ценностей ребят и их развитии.
Как правило, при каждой школе организуются летние лагеря – лагеря дневного пребывания (ребенок может посещать их в течение 1 месяца).Система летних лагерей действует на основе Программы летнего оздоровления детей в школе.Воспитателями ребят на время лагеря выступают сами педагоги школы, что способствует продолжению воспитательной, учебной и развивающей деятельности летом.
Никто не забывает о том, что лето – это пора отдыха, игр, расслабления и веселья. Поэтому программа летнего отдыха детей в школе включает в себя:
- прогулки (на территории школы, в лес, парк, скверы);
- экскурсии (музеи, кино, театр, фабрики (игрушек, кондитерские));
- укрепление здоровья (гимнастика на свежем воздухе, поход в бассейн, занятия на тренажерах, командные игры с мячом и без);
- развитие трудовых навыков (уборка школьной территории, посильный ремонт школы, обустройство зеленой пришкольной территории, цветников, клумб);
- приобретение навыков ремесла (резьба по дереву, плетение из бисера, ИЗО, лепка из пластилина, глины и многое другое).
Таким образом, деятельность летних лагерей разнообразна и разнопланова.
В каждой школе обучаются так называемые трудные дети: слабоуспевающие, дети группы риска. Для подобных детей также администрацией и педагогами школы разрабатываются особые программы, обеспечивающие их вовлечение в учебный процесс, в коллектив и максимальное отстранение от неблагоприятных условий внешней среды. Подобные программы могут называться по-разному:- программа сопровождения детей группы риска;- программа «Трудные дети в школе»;- программа работы со слабоуспевающими детьми в школе;- программа индивидуального развития ребенка в школе.Но суть этих программ одна – воспитание и обучение трудных детей (детей из неблагополучных семей, неуспевающих в учебе, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами).
Как правило, программы по работе с трудными детьми предполагают объединение усилий педагогов, психологов и родителей. Этапы программы:
- Выявление и изучение трудных ребят с помощью анкет и различных методик;
- Личностный и индивидуальный подход к ребенку (предоставлять ребенку возможность положительно раскрыться с любой стороны, уважать личность таких детей, прощать возможные ошибки, поощрять, не давить и не принуждать);
- Вовлекать в жизнь коллектива, школы путем приобщения к общим мероприятиям, секциям, занятиям;
- Приобщать к труду, развивать трудовые навыки.
Все названные программы могут быть как авторскими (разработаны авторитетным педагогом), экспериментальными (вводятся в учебный процесс в качестве эксперимента возможно на определенное время для апробирования), так и типовыми (утвержденными Министерством образования РФ).