Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста, подростков

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста, подростков
Содержание
  1. Психологический тип ребенка
  2. Атмосфера и окружение ребенка
  3. Влияние взрослого

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенка любили. Чувства привязанности, симпатии, любви, уважения возникают через общение.

Порой люди не получают достаточно тепла просто потому, что они лишены навыков общения, они не знают как это делать.

Развитие навыков общения должно начаться еще в дошкольном возрасте, лет с трех-четырех. В этом возрасте ребенок отходит от эмоционального общения со взрослыми, ему требуется общение со сверстниками.

К пяти-шести годам основным средством общения у ребенка выступает речь – это внеситуативно-личностная форма. Ребенку в этом возрасте требуется коллектив, товарищи, друзья по интересам.

Не всегда ребенку самостоятельно удается наладить контакт с ребятами, ему нужна ваша помощь. Методы развития навыков общения у детей разнообразны, они используются родителями, психологами, педагогами, воспитателями.

Рассмотрим причины возникновения трудностей общения у ребенка дошкольного возраста:

Психологический тип ребенка

Наилучшим образом общение удается улыбчивым сангвиникам и добродушным флегматикам. Но как быть, если ребенок меланхолик (застенчивый, стеснительный, плаксивый, боязливый) или холерик (агрессивный, гиперактивный, неуправляемый, драчун)?

Обучение детей навыкам общения должно проходить постепенно, ненавязчиво.

Застенчивый, стеснительный ребенок

  • чаще бывать на детских площадках, при этом брать с собой игрушки, чтобы ребенок делился ими со сверстниками, заводя знакомство;
  • предоставлять ребенку общение с родными, ребенок знает, что они его не обидят, он свой «желанный», постепенно тревожность и боязливость пройдет;
  • если в доме бывают взрослые гости, стараться вовлечь ребенка в общий разговор;
  • записать ребенка в секции, кружки (театральные, танцевальные). Выступление на публике, сцене под началом грамотного педагога – очень быстро избавляют детей от застенчивости.

Агрессивный, драчливый ребенок

  • не отвечать на агрессию ребенка, если ребенок бьет кого-либо в ответ на отказ в чем-то (не дали конфету, игрушку, посмотреть мультфильм), спокойным твердым тоном постараться объяснить причину отказа. Если у ребенка начинается истерика, то никакие спокойные доводы не помогут, лучше посадить его к себе на колени, обнять и дождаться пока он успокоится.
  • читать сказки, рассказывать истории, где герои добрые и смелые, проговаривать эти истории, останавливаясь на главных моментах;
  • если ребенок ударил, показать, что вам больно, попросить, чтобы пожалел.

Атмосфера и окружение ребенка

Когда ребенка постоянно окружают бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья-сестры, такому ребенку общение дается гораздо проще при взрослении, т.к. он наблюдает манеру разговаривать, жесты, мимику, с ребенком непосредственно налаживается контакт, и постепенно он вовлечен в этот процесс. Поздороваться, поинтересоваться «как дела», попросить о помощи, остаться ночевать у бабушки – ему труда не составит. Кроме того, в нормальных больших семьях дети учатся взаимовыручке, поддержке, помощи, защите.

Если же ребенок единственный в семье, бабули с дедулями живут далеко в деревне, родители много работают, дома редко бывают гости (как взрослые, так и дети), то конечно, ребенку не хватает примеров общения, как, впрочем, и внимания.

Что можно предпринять

  • больше разговаривать с ребенком, читать книги вслух (желательно те, в которых содержится много диалогов);
  • вовлекать ребенка в домашние дела (по возрасту): вместе печь пирог, готовить салат, вытирать пыль – и все время с ним разговаривать о чем угодно: о погоде, о животных, просмотренном мультфильме или сказке, рассказывать о себе, задавать ребенку вопросы;
  • стараться чаще находить контакт со сверстниками ребенка (гулять в людных местах, приглашать ребят в гости, посещать различные мероприятия);
  • хорошо развивают речь домашние кукольные мини-театры с масками либо персонажами-куклами, надевающимися на руку. Желательно, чтобы вся семья участвовала в подобных представлениях.

Влияние взрослого

Влияние общения ребенка со взрослыми на развитие его личности огромно. Идеально, если в доме дружелюбная гостеприимная обстановка, у родителей ровный тон, с детьми разговаривают на равных, предоставляя определенную самостоятельность, поощряя инициативу.

Напротив, если родители постоянно «на нервах», часты ссоры, эмоциональные всплески, неудачи в своей взрослой жизни переносятся на ребенка. К примеру, обедая, ребенок нечаянно задел стакан с компотом и пролил его на стол. В хорошем настроении, мама спокойно вытрет лужу и попросит быть осторожнее. В плохом – может накричать на ребенка, назвать его криворуким, и папа добавит подзатыльник.

У ребенка в этом случае возникает чувство непонимания: реакция родителей его пугает, самооценка снижается (я такой неуклюжий), он замыкается, внутренне переживая свои проблемы и комплексы. Значение подобных всплесков родителей для него разрушительно, ребенок будет бояться всего: лишний раз вымолвить слово, высказать мнение, что-то сделать.

Если же родители между собой частенько выясняют отношения (оскорбляя друг друга) – ребенок впитывает такой способ общения и по-другому общаться он уже вряд ли сможет.

Действия родителей

  • не выяснять при ребенке никаких отношений на повышенных тонах, решать возникающие вопросы совместно, учитывая мнение каждого;
  • уяснить, что все люди ошибаются, ошибки можно исправить, не делать из детской шалости, неуклюжести и неопытности трагедии;
  • чаще хвалить ребенка. Ребенка, которого заслуженно хвалят, отличают стремление к успеху, трудолюбие, старание, здоровая реакция на критику.

К 5-7 годам у ребенка формируются определенные навыки общения, которые, в принципе не отличаются до подросткового возраста.

Годам к 11-13 у детей наблюдается переходный период, что может повлечь проблемы с общением у ребенка со сверстниками.

С чем это связано? Основная причина возникающих трудностей – это недовольство своим внешним видом (внешностью, одеждой, аксессуарами).

Это вызывает порождение комплексов, замыкание в себе, возведение стены между собой и сверстниками (т.к. подросток думает, что он хуже других, лучше вообще не общаться).

Рекомендации родителям

  1. объяснить ребенку, что внешний вид очень важен: опрятность, чистота волос, ногтей, расправленный плечи, прямая спина, походка. Вот над этим стоит работать (а не стараться купить какую-либо дорогую вещь);
  2. помочь поменять ребенку имидж, сделать классную прическу, записать на курсы английского языка или уроки фотомастерства, граффити;
  3. говорить о том, что интерес в человеке вызывает его начитанность, эрудиция, дружелюбие;
  4. подчеркивать сильные стороны ребенка, его достоинства, хвалить за достижения;
  5. говорить, что он лучший;
  6. больше уделять внимания, разговаривать;
  7. создать в доме доверительную обстановку, попытаться научиться понимать ребенка (даже если у него появились увлечения и интересы, вам непонятные; если он говорит на молодежном сленге, слушает странную музыку). Пусть лучше он делает это дома, нежели в сомнительных компаниях;
  8. приглашать его друзей домой, наладить контакт с ними.

Что могут советовать родители

  • быть открытым новому: новым знакомствам, новым эмоциям, знаниям, экспериментам;
  • учиться ставить цели и достигать их;
  • участвовать в школьной и общественной жизни – конференциях, конкурсах, КВН, самодеятельности;
  • использовать для общения всевозможные социальные сети, это неплохая практика.

Конечно же, бывают трудные ситуации, запущенные случаи, с которыми не получается справиться совместно при помощи учителей через родительское собрание. Тогда следует обратиться к психологу за консультацией по проблемам общения ребенка.

Комментариев нет