Психолого-педагогический подход в общении с детьми

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.
Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:
- обмен информацией, опытом, деятельностью;
- получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
- предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
- проявление воспитательной функции и др.
Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».
Суть метода
Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:
- чуткость;
- теплота;
- заинтересованность;
- ласковое обращение;
- умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
- обратить конфликт в шутку.
Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.
Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.
Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.
Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:
Характер ребенка
Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.
Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:
- разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
- угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
- первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
- искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
- если ребенок позволяет – брать его на руки;
- не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.
Стиль общения преподавателя с классом
Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:
- Направленный (игровой, художественный, дидактический) – преобладает направленность на игровую деятельность, творческую, учебную.
- Авторитарный (формально-прагматический) - жесткий стиль, который предполагает безропотное исполнение ребенком всех наказов воспитателя, любая инициатива ребенка отвергается, неповиновение заканчивается строгой оценкой и нравоучениями. Такой стиль формирует у одних детей боязнь перед педагогом-воспитателем, дрожь перед любым упоминанием о детском саде и как следствие, полное отсутствие желания посещать его. У других ребят формирует протест: их поведение становится хуже, появляется агрессивность, дерзость, в любом случае – дружественный контакт отсутствует, детский сад воспринимается как непосильная обязанность.
- Либеральный (индифферентный) – преобладает вседозволенность, часты случаи отсутствия дисциплины, дети не воспринимают воспитателя как взрослого, душевно-психологическое общение педагога с детьми отсутствует. Воспитатель не вникает в проблемы детей, не разбирается в происходящих конфликтах, при жалобах ребенка лишь отмахивается либо театрально повышает голос. При смене воспитателя (по болезни, во время отпуска) – дети не испытывают никаких сожалений, относятся к этому равнодушно.
- Демократический – самый предпочтительный тип общения воспитателя с детьми, который может «заменить» домашнее общение ребенка с родителями. В данном случае педагог-воспитатель налаживает индивидуальный подход к каждому:
- каждого должен вовлечь в процесс: игры, занятия, сон, заинтересовать, отвлечь от озорства и свести на «нет» тревожность и боязливость;
- по группе можно судить о воспитателе: если дети умыты, причесаны, опрятно одеты – это говорит о том, что воспитатель умеет организовать ребят, с уважением относится к каждому, у него есть желание ухаживать за ними;
- налажен контакт с родителями, даже если ребенок труден в общении, с родителями сложно найти контакт – необходимо постараться это сделать: необходимо в любом случае говорить о достоинствах ребенка, о хороших поступках (любому родителю это приятно слышать), а уж потом заводить разговор о возникших проблемах, поведении, капризах и совместно выстроить линию дальнейших действий.
- грамотный профессиональный педагог сможет научить детей бесконфликтно выходить из спорных ситуаций, научит делиться, не ябедничать, заинтересует занятиями и изучением нового, приобщит к гимнастике, участию в утренниках.
- проявляет искренний интерес к воспитанникам: знает об их увлечениях, умеет выслушать каждого, подбодрить одних, пожурить других, попросить о выполнении просьбы.Что касается выполнения просьбы (иными словами - педагогического требования), предъявление которой должно воздействовать на детей и принести желаемый результат: к примеру, педагогическое требование о выполнении задания (сделать аппликацию, вырезать фигуру, слепить из пластилина), заправить за собой постель после дневного сна, помочь нянечке убрать со стола.
Подача информации
- произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
- произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
- дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
- довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.
Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.
Краткая памятка преподавателю
- Обустройство группы: яркое «радостное» эстетическое оформление группы, подбор подходящих возрасту игрушек (развивающих как мышление, логику, моторику, так и двигательную активность), книг, дидактического и наглядного материала, организация свободного пространства в группе для коллективных игр;
- Проявлять искренний интерес к детям, действовать по ситуации, а не шаблонно;
- Оценивать поступки и результаты труда и поведения, не сравнивая ребят друг с другом, не выделять «любимчиков»;
- Учить ребят ласковому общению друг с другом, используя вежливые слова, приучать помогать товарищам. Быть открытым;
- Выслушивать ребенка до конца, не обрывая его и не отсылая подойти попозже;
- Поведение ребенка целиком зависит от его чувств. Какие чувства – такое и поведение. Пытаться разобраться в эмоциональном состоянии ребенка для того, чтобы понять причины поведения;
- Позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
- Быть дружелюбным и приветливым.Быть хорошим любимым и профессиональным воспитателем – задача не из простых. Завоевание уважения детей, их любви – это кропотливый ежедневный труд;
- Организация занятий с целью:
- развития коммуникативных навыков между ребятами, между ребенком и воспитателем;
- развития двигательной активности, выброса энергии (гимнастика, подвижные игры, танцевальные занятия, детский фитнес);
- развития усидчивости, моторики рук, приобретения художественных и письменных навыков, мастерства аппликации;
- развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.